С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь. А вот – глобальные выводы, связанные с промышленной безопасностью и развитием арктических территорий.
1. Нам нужен качественно другой механизм, регулирующий деятельность природопользователей. Ясно, что бизнес всегда стремится к сокращению расходов. Даже декларируя заботу об экологии и интересах населения. Но не менее ясно, что административные меры контроля – метод тупиковый. На каждый квадратный метр бескрайней тайги или тундры не напасешься контролеров.
Более результативным стало бы применение методов экономических, более близких бизнесу. Например, обязательное страхование природопользователей с условием перечисления страховой премии непосредственно на нужды, связанные с ликвидацией последствий техногенного инцидента. Величина страховки была бы связана с реальным риском внештатной ситуации, и экономить на экологических мероприятиях стало бы попросту невыгодно.
2. Все чаще на территории края нарушается неписанный договор между бизнесом и обществом. Под этим договором имеется ввиду, что земля, недра, реки имеют в глазах жителей края определенную символическую ценность. И передача их в пользование хозяйствующих субъектов сопровождается условиями – формальными (налоги, рабочие места) и неформальными (разумное и бережное использование этих ресурсов). Наша культура не требует сохранения и рекультивации территорий, где работают такие предприятия, до «зеленой лужайки», но превращение территории в марсианскую пустыню однозначно воспринимается как нарушение общественного договора.
3. Такая деятельность (и я имею ввиду не только "Норильский Никель", но и десятки золотодобывающих, лесоперерабатывающих, строительных предприятий в крае), нарушает глобальный баланс на территории: части системы – общество, бизнес, власть, экосистема края – обмениваются ресурсами и должны быть заинтересованы в неограниченно долгом, и неистощающем ни одну из сторон взаимодействии. Бизнес, разрушающий нашу среду обитания ради увеличения прибыли, в одностороннем порядке разбалансирует эту систему, лишая её будущего.
Необходимо пересмотреть систему взимания штрафов за причинение экологического ущерба. Таким образом, чтобы эти средства в значительной мере направлялись непосредственно на ликвидацию последствий катастроф, а регион мог максимально контролировать эффективность этих действий.