Экология и промышленная безопасность
Выводы комиссии по расследованию причин аварии на ТЭЦ-3 в Норильском промрайоне
Постановлением Законодательного собрания на сессии 9 июля была создана комиссия для рассмотрения причин и последствий разлива нефтепродуктов в Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком районе 29 мая 2020 года.

В нее вошли 22 человека, председателем избран я. Срок полномочий комиссии – 3 месяца, по результатам Законодательному Собранию должна быть представлены выводы.

Хочется отметить, что поиск виновных и установление конкретных причин аварии – полномочия соответствующих компетентных органов. Работа комиссии направлена на содействие формированию условий, при которых удастся избежать повторения крупных техногенных катастроф в крае, а также на разработку комплекса мер по реально полному и глубокому восстановлению ущерба, нанесенного природе Севера и людям.

На первом этапе был разработан план действий комиссии. Всего участники внесли более 60 предложений, большинство из которых были учтены в итоговом варианте плана (принят большинством голосов).

Затем были направлены запросы экспертам и в различные органы власти. В августе была рассмотрена первая поступившая информация. А в сентябре из состава комиссии была сформирована группа депутатов, которая направилась в Норильский промрайон для непосредственного знакомства с обстоятельствами произошедшего.

В составе этой группе я побывал непосредственно на ТЭЦ-3, где произошла авария, на реках Далдыкан и Амбарная, где ударными темпами велись работы по сбору разлившихся нефтепродуктов.
По итогам работы был сформирован итоговый доклад. Внушительный (94 страницы) документ. Для его подготовки было направлено более 20 запросов и изучено около 500 страниц входящих материалов. Он был утвержден комиссией официально, 18 из 24 участников проголосовало «за», и 9 октября документ был представлен в Законодательное Собрание.

На рассмотрение сессии он попал только 19 ноября. К тому моменту уже были известны результаты работы комиссий Ростехнадзора, Росприроднадзора, экспедиции СФУ. Начался судебный процесс о взыскании 147,7 млрд рублей вреда, причиненного окружающей среде. Свое Постановление по поводу инцидента вынес Совет Федерации.

Однако, именно в нашем докладе был сделан акцент на предстоящем развитии арктических территорий края без ущерба для природы и человека. Его выводы были положены в основу ряда документов, определяющих путь дальнейшего развития Норильского района и государственно-частного партнерства в крае при освоении Севера.


С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь. А вот – глобальные выводы, связанные с промышленной безопасностью и развитием арктических территорий.

1. Нам нужен качественно другой механизм, регулирующий деятельность природопользователей. Ясно, что бизнес всегда стремится к сокращению расходов. Даже декларируя заботу об экологии и интересах населения. Но не менее ясно, что административные меры контроля – метод тупиковый. На каждый квадратный метр бескрайней тайги или тундры не напасешься контролеров.
Более результативным стало бы применение методов экономических, более близких бизнесу. Например, обязательное страхование природопользователей с условием перечисления страховой премии непосредственно на нужды, связанные с ликвидацией последствий техногенного инцидента. Величина страховки была бы связана с реальным риском внештатной ситуации, и экономить на экологических мероприятиях стало бы попросту невыгодно.

2. Все чаще на территории края нарушается неписанный договор между бизнесом и обществом. Под этим договором имеется ввиду, что земля, недра, реки имеют в глазах жителей края определенную символическую ценность. И передача их в пользование хозяйствующих субъектов сопровождается условиями – формальными (налоги, рабочие места) и неформальными (разумное и бережное использование этих ресурсов). Наша культура не требует сохранения и рекультивации территорий, где работают такие предприятия, до «зеленой лужайки», но превращение территории в марсианскую пустыню однозначно воспринимается как нарушение общественного договора.

3. Такая деятельность (и я имею ввиду не только "Норильский Никель", но и десятки золотодобывающих, лесоперерабатывающих, строительных предприятий в крае), нарушает глобальный баланс на территории: части системы – общество, бизнес, власть, экосистема края – обмениваются ресурсами и должны быть заинтересованы в неограниченно долгом, и неистощающем ни одну из сторон взаимодействии. Бизнес, разрушающий нашу среду обитания ради увеличения прибыли, в одностороннем порядке разбалансирует эту систему, лишая её будущего.

Необходимо пересмотреть систему взимания штрафов за причинение экологического ущерба. Таким образом, чтобы эти средства в значительной мере направлялись непосредственно на ликвидацию последствий катастроф, а регион мог максимально контролировать эффективность этих действий.