2 июня 2021
Заседание Комитета по экологии
«О ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Проблем много. И чехарда с региональными операторами в некоторых регионах, и недостаточная обеспеченность контейнерными площадками, отсутствие самих контейнеров. Много вопросов вызывают нормы накопления, особенно для юридических лиц. Муниципалитеты просят разработать разные нормативы по отходам для многоквартирных домов и частных домовладений – и в этом есть определенный резон. По Красноярску отдельный клубок проблем – полигон для захоронения на одном берегу, мощности для переработки – на другом, и принадлежат они разным юрлицам.

Но все эти (и многие другие) проблемы – следствия общей логики, изначально перевернутой с ног на голову. Начинать надо с конца цепочки – переработка мусора должна стать экономически выгодным процессом. Сжигать или закапывать должно быть накладно. Именно в звене переработки надо концентировать усилия и ресурсы, направлять субсидии.

А дальше по цепочке. Переработчики будут заинтересованы в качественной организации раздельного сбора мусора. Сейчас у нас в Санпинах прописано: нужно 4 разных контейнера для разных типов отходов, но даже квалифицированные юристы не находят в этой норме обязательности для исполнения – только рекомендательный характер.

Следующее звено – управляющие компании и, в конечном итоге, сами жители. Очевидно, что выполнение норм раздельного сбора должно быть выгодно и для них. Попросту говоря, за вывоз качественно отсортированного мусора они должны платить меньше. Логично?

Но именно тут начинаются «чудеса». Если вся цепочка принципиально не выстроена, надо ее выстраивать, так? Но мы мало того что не двигаемся в нужном направлении, мы смотрим в противоположную сторону! В некоторых докладах и репликах сквозит мысль, что администрирование раздельного сбора дороже (это так), поэтому тариф для населения неизбежно будет расти, и надо это как-то смягчать.

Моя твердая позиция: граждане за это платить не должны. Наоборот – экологически ответственное поведение должно быть выгодно не только с моральной, но и с материальной стороны.

Как этого добиться, понятно. Плата за вывоз отходов должна взиматься по фактическому объему отходов, а не по нормативу. Если жители отсортировали отходы, то и мусора на полигон для утилизации нужно везти меньше, а значит и платить меньше. За вывоз отсортированного вторсырья должны платить те, кто его будет перерабатывать.

Понятно, что завтра одним махом этого не сделать. Тех самых переработчиков вторсырья можно на пальцах пересчитать. А без них отсортированные отходы поедут на тот же полигон. Что лишает всякого смысла раздельный сбор. Регоператоры не горят желанием переходить на оплату по фактическим объёмам ТКО, зачем им лишние заботы.
Но и без первого шага в нужном направлении до цели не дойти.

27 мая2021
Сессия Законодательного Собрания
Четвёртый пакет законов о поддержке предпринимателей принят

Цена вопроса для бюджета (плановых неполученных доходов) - около 1,3 млрд рублей.
Эти меры поддержки касаются 17 тысяч предпринимателей, использующих УСН, и 8 тысяч, покупающих патенты.

Первая группа поправок касается применения пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН).
По схеме "налог с дохода" это 1%. По схеме "доход минус расходы" это 5%.

Льгота затронет две большие группы предпринимателей.
Во-первых, речь идет о тех, кто с начала года перешел с ЕНВД на УСН. Таким образом несколько смягчается резкий рост налоговых отчислений при переходе.
Во-вторых, это субъекты МСП, чья деятельность пострадала в период пандемии. Это представители гостиничного бизнеса, общественного питания, культуры, сферы досуга и развлечений, туризма, деятельности по организации конференций и выставок, физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта. Обязательное условие - сохранение численности наемных работников.
Вторая группа поправок - льготы по патентной системе налогообложения. Их суть - применение корректирующих (по факту - понижающих) коэффициентов при исчислении суммы патента для сельских территорий края.

Раньше градаций было две - собственно Красноярск и все остальные территории. Сейчас муниципальные образования разделили на 4 группы, в которых коэффициент К1 варьируется от 1 до 0,7.
С моей точки зрения, это деление имеет смысл обсудить внимательнее. Оправданно ли приравнивать к Красноярску Лесосибирск или, например, Мотыгинский район? Да и с размером коэффициентов почему бы не обойтись более "щедро" - снизить на селе о 0,5?
А еще вводится коэффициент К2, применение которого направлено на все тех же предпринимателей, перешедших с ЕНВД на УСН. Его суть - понижение ставки патента в зависимости от площади торговли или общепита. Площадь больше 50 квадратов (но меньше 100) - 0,75. Больше 100 - 0,5.
Правда, эта корректировка предусмотрена только на текущий год. Но, в целом, для предпринимателей, ранее работавших по ЕНВД, обеспечен, так сказать, "бесшовный" переход на УСН или патентную систему.

24 апреля 2021
Рабочая группа по проблемам безнадзорных животных
Изменить федеральное законодательство

Без этого ситуацию с места не сдвинуть, на региональном уровне мы соответствующими полномочиями не обладаем.
В чем основные проблемы?
Согласно действующему Закону о ветеринарии, владельцы собак и кошек регистрируют своих питомцев в заявительном порядке. Четкой обязанности нет, санкций за невыполнение нет. В результате любой может "забыть" собаку на улице, выгнав ее "на вольные хлеба". Да, собака считается движимым имуществом, и это имущество может нанести вред жизни и здоровью людей, урон дикой природе. Но если собака не зарегистрирована за конкретным хозяином, доказывать его вину практически бесполезно.Выход - ввести обязательную регистрацию домашних животных и ответственность за ее неисполнение. Санкции должны следовать, если животное оказалось бездомным. И тем более, если успело причинить вред


Можно сделать это Федеральным нормативным актом, но логичнее - законодательно передать полномочия на региональный уровень, предоставить субъектам право самостоятельно определять порядок регистрации и соответствующие санкции

Нынешний протокол обращения с безнадзорными животными ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возвращение) не ведет к результату.Во-первых, популяция бездомных собак продолжает пополняться благодаря "добрым" хозяевам. Во-вторых, они размножаются быстрее, чем их успевают стерилизовать. В Красноярском крае темпы реализации ОСВВ необходимо удвоить, чтобы отлавливать хотя бы половину популяции (ее оценивают в 11 тысяч особей). А это - деньги, и результат не гарантирован даже при таком объеме. Возвращая собаку в естественную среду, исполнители часто понимаю это буквально - где поймали, там и отпускают. Поймали возле Столбов - привезли туда же. Абсурд! Да, собака стерилизована и чипирована, но это не мешает ей с прежним энтузиазмом нападать на диких животных.Кстати, о нападениях. Сотрудники национального парка рассказали о 15 случаях, когда стаи бездомных собак загрызали маралов уже в этом году. При этом они делали это не от голода - туши животных практически не были обглоданы. Это стайный инстинкт хищника. Убив раз, хищник будет убивать снова - ученые этот факт подтверждают.И при всем при этом термин "немотивированная агрессия" толком законодательно не определен!

А термин это важный. Потому что в случае, если собака эту немотивированную агрессию проявляет, ее необходимо… нет, не отстреливать, а содержать в питомнике пожизненно. И тут - палка о двух концах. Отпустить агрессивную собаку - подвергнуть опасности животных и людей. А содержать - накладно. В год соответствующая сумма составляет 46 тысяч рублей. И ладно бы это был только вопрос денег. Места в питомниках постепенно заполняются этими "агрессивными особями" уже сейчас. И владельцам питомников такая ситуация выгодна. Скоро придется строить новые питомники, они будут заполнены агрессивными собаками, и так до бесконечности! Вкупе с обстоятельствами, упомянутыми в первом пункте - собаки плодятся быстрее, чем их стерилизуют - мы получаем бесконечную спираль, раскручивающуюся все сильнее.

Соответствующий пакет предложений будет вынесен на сессию Законодательного Собрания, а затем направлен в Государственную Думу.

24 декабря 2020
Сессия Законодательного Собрания
«Северный» пакет поправок

Речь идет о льготах по налогам на имущество и на прибыль для компаний, добывающих нефть на севере края, а также для малых и средних предпринимателей - резидентов Арктической зоны. Прежде всего, это «Восток Ойл», крупнейший проект мировой нефтегазовой отрасли. Пять миллиардов тонн нефти, одиннадцать триллионов рублей инвестиций.

Казалось бы, нефтяная промышленность не из самых бедных, а тут им еще и льготы? Но, если разобраться, льготы эти предоставляются на период стартовых инвестиций, до тех пор, пока добыча выйдет на плановые мощности. В интересах края – развитие северных территорий, строительство нового морского порта и прочих объектов инфраструктуры. А значит – заказы местным подрядчикам и поставщикам, поступления от прочих налогов. Чем быстрее и больше нефтяники вложат в инфраструктуру, тем больше сформируется база для последующих налоговых поступлений в краевой и местные бюджеты.

Хочется сделать один важный акцент. Да, край идет навстречу крупным инвесторам, но он вправе рассчитывать на бережное отношение к экологии арктической зоны, к традиционному укладу коренных народов Севера. Надо, чтобы изначально был исключен подход временщика, который выжимает из территории максимум, оставляя за собой свалку.

P.S. На сессии мы также приняли проект постановления ЗС, касающийся социально-экономического развития Норильска. Фактически, речь идет о формировании нового государственно-частного соглашения с компанией «Норильский никель». При этом, отмечу, за основу документа взято не только соответствующее постановление Совета Федерации, но и результаты работы комиссии депутатского расследования, созданной краевым Законодательным Собранием.


Этой зимой началось строительство заготовительного пункта в Ермаковском районе
Закон «О поддержке сбыта продовольственной продукции».

Он предусматривает субсидирование части затрат по закупу, продвижению, а также перевозке на Севера произведенной в крае продовольственной продукции. Кроме того, будет частично субсидироваться строительство заготовительных пунктов (включая приобретение технологического оборудования).

Важный и необходимый для сельского производителя закон. Фермеру с юга края просто невозможно конкурировать по цене с оптовыми поставками. Край огромный, транспортные издержки значительные. Чтобы попасть в крупные сети, нужен масштаб и гарантия стабильного объема. Казалось бы, ответ простой – крупные агрохолдинги, способные выдать на-гора стабильные объемы по конкурентным ценам. Но не везде они есть в силу разных причин. Поэтому развитие села – это еще и множество мелких хозяйств, способных обеспечивать самих себя и продавать излишки.

Особо хочу подчеркнуть момент с заготовительными пунктами. Один из первых таких пунктов уже строится в Ермаковском районе. На подходе - ещё в трех районах. Рассчитаны они на переработку как дикоросов – лесной ягоды, грибов, ореха, так и на выращенное в подсобных хозяйствах. Важно оборудовать такие пункты «по уму», с учетом разных параметров и режимов для разной продукции. В какой-то год может, например, уродиться черника, но грибов не будет совсем, а затем – наоборот. Заготовительный пункт должен гибко перестраивать технологию по ситуации.

Для нашего округа, где благоприятный климат, плодородные земли и богатая тайга, закон очень актуален. Главное – он поощряет инициативу жителей села, помогает зарабатывать своим трудом.

10 декабря 2020
Сессия Законодательного Собрания
Бюджет-2021

Бюджет – всегда компромисс. На все потребности никогда денег не хватит. Поэтому важно расставить приоритеты между отраслями и территориями.

На самом деле основная работа по его согласованию была проведена заблаговременно. Документ рассмотрели на каждом из комитетов ЗС. Министр финансов Владимир Бахарь лично принимал участие в обсуждениях, министерство так или иначе учитывало замечания, предложения, возражения.

Задача депутата – отстаивать интересы своего округа, своих избирателей. Не в ущерб землякам из других районов, конечно. Поэтому в следующем году в Курагинском районе будет построен детский сад на 270 мест, крытая спортивная площадка. Спортивный зал появится в школе в селе Таяты Каратузского района, в Идринском запланирована поликлиника, а в Шушенском обновятся корпуса сельскохозяйственного колледжа.

Основные параметры такие:
доходы — 269,7 млрд рублей;
расходы — 286,9 млрд рублей;
дефицит — 17,18 млрд рублей.

Увы, в следующие годы без дефицита не обойтись. Хорошо, что в предыдущие годы был создан "запас прочности", край не погряз в долгах. И будет ещё лучше, если в следующем году экономическая ситуация позволит исполнить запланированное.

2 декабря 2020
Специальное заседание Комитета ЗС по охране здоровья (дистанционно)
"Вторая волна" ковид-19

Новая коварная болезнь - наша общая проблема. Вот только для города и деревни она выглядит по-разному.

От жителей округа, от медиков поступают обращения. А происходит на юге края вот что.

Во-первых, тесты. Допустим, заболел житель села, пусть даже районного центра. Чтобы назначить лечение, нужны результаты теста. Но материал приходится везти в Минусинск. А оттуда тесты централизованно направляются в Красноярск. Сутки, а то и двое уже потеряны.

Про загрузку красноярских лабораторий наслышаны все. Допустим, повезло, уложились в положенные 48 часов. Затем информацию передают в Минусинск, оттуда – по районам. По итогу, дня 4-5 проходит. Излишне объяснять, насколько критичной может быть такая задержка.

Во-вторых, КТ. На весь юг края существует единственная возможность его пройти – в Минусинске. Везут туда больного на скорой, а в больнице очереди, приходится ждать. Потом везут обратно. А на улице не май месяц. Известны случаи, когда КТ показывал легкую степень поражения, привозят человека домой, ему хуже. Отправляют повторно – пока катался туда-сюда, уже средняя тяжесть.

Кстати, насчет разъездов. Парк машин скорой итак потрепан жизнью, маршруты на районах длинные, дороги… как и везде в России. "Челночные» рейсы до Минусинска и обратно вот-вот их из строя окончательно выведут.

Разумеется, это далеко не полный перечень проблем. Так или иначе, многие из них решаются – быстро или медленно, полностью или частично. Лично я сфокусировался на вопросах, наиболее актуальных для жителей округа. Сейчас мы активно прорабатываем следующие меры.

1) Создание диагностической лаборатории в Минусинске. Радует, что в этом вопросе видны определенные перспективы.

2) Оборудование кабинета КТ – например, в Курагино. Важно понимать, что приобрести дорогостоящий (50-60 миллионов!) аппарат – больше, чем полдела, но далеко не все дело. Необходимо оборудовать кабинет для его работы, а это отдельная канитель.

3) Приобретение дополнительных аппаратов ИВЛ для районных больниц. Чтобы не приходилось реанимационному отделению делить их с ковидным.

4) Обновление автопарка «скорых» уже в следующем году. Необходимо именно сейчас закладывать соответствующие средства в краевой бюджет и размещать заказы.

5) Люди, переболевшие коронавирусом в средней и тяжелой форме, выписываются из больниц не вполне здоровыми. Им очень часто требуется реабилитация. Уже сейчас имеет смысл запускать программы реабилитации с использованием имеющихся в Красноярском крае ресурсов: например, санаториев «Солнечный Тесь», «Красноярское Загорье».

19 ноября 2020
Сессия Законодательного Собрания
Отчет комиссии депутатского расследования

Доклад комиссии был рассмотрен 67-м вопросом из 70, но вызвал почти двухчасовое обсуждение. Не удивительно, учитывая масштаб последствий аварии и особую роль «Норильского никеля» в экономике края.

Все чаще на территории края нарушается неписанный договор между бизнесом и обществом. Передача природных ресурсов в пользование хозяйствующих субъектов сопровождается условиями – формальными (налоги, рабочие места) и неформальными (разумное и бережное использование этих ресурсов). Превращение территории в "марсианскую пустыню" - однозначное их нарушение. Бизнес, разрушающий нашу среду обитания ради увеличения прибыли, в одностороннем порядке разбалансирует эту систему, лишая её будущего.

По итогу дискуссии, доклад принят в работу. Наряду с другими документами – постановлениями, заключениями и так далее – он ляжет в основу дальнейших действий по ликвидации последствий катастрофы.

(Полный текст доклада - здесь, подробнее про работу комиссии - здесь)

25 сентября 2020
Заседание Комитета по экологии
Реформа, которая буксует

Тема обращения с твердыми коммунальными отходами была поднята Виталием Бадмаевым, заместителем краевого министра экологии. Проблем много, особенно на селе: не хватает контейнеров, не справляются операторы, люди не готовы принять новые тарифы. Возникает замкнутый круг: раздельный сбор и вывоз мусора предполагают рост соответствующих расходов, а значит, тарифа. Который падает на плечи населения. Получается, экологически ответственный подход людям не выгоден! А еще не хватает сертифицированных полигонов, но главное – катастрофически отстает сортировка и переработка мусора. Если отходы не превращаются в сырье для дальнейшей переработки, вся цепочка попросту теряет смысл.

С моей точки зрения, проблему необходимо решать по принципу «вытягивания», одному из базовых в так называемом «бережливом производстве». Суть: создание внутреннего спроса в системе. Когда последнее звено производственной цепочки является заказчиком для предыдущего, диктуя все ключевые параметры. Применительно к «мусорной реформе», необходимо, чтобы отходы приобрели ценность как сырье для переработки. И стимулировать рублем необходимо именно переработку. Надо, чтобы появились предприятия, покупающие качественно отсортированный мусор – бумагу, стекло, алюминий, пластик и так далее. Эти предприятия естественным образом формируют заказ в адрес сортировочных комплексов. В свою очередь, сортировка заинтересована в раздельном сборе и вывозе мусора – от этого зависит прибыть бизнеса. А значит, находит способы этот раздельный сбор стимулировать.

Можно ли реализовать этот подход в условиях действующего законодательства на территории отдельно взятого региона? Полагаю, да. Но для этого нужно выйти за рамки «Территориальной схемы работы с ТКО», решая вопрос комплексно. Можно бесконечно корректировать тариф на вывоз мусора и подушевые нормативы, но структурно это ситуацию не изменит.

9 июля 2020
Сессия Законодательного Собрания
Комиссия депутатского расследования

Одним из главных вопросов сессии стало создание комиссии депутатского расследования причин и последствий разлива нефтепродуктов в Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком районе 29 мая 2020 года. Участие в ней примет 22 депутата. Я избран председателем этой комиссии.

Нам предстоит рассмотреть вопрос о размере ущерба, причиненного окружающей среде в результате разлива нефтепродуктов на Норильской ТЭЦ-3, и о порядке ликвидации последствий аварии; влияние аварии на биоразнообразие, жизнедеятельность и среду обитания КМНС. Также предстоит оценить действия всех органов власти при реагировании на аварию и устранении ее последствий и то, как авария отразится на бюджете края.

В фокусе - экология

Июль стал важной вехой моей работы в Законодательном Собрании края. Я на постоянной основе вошел в Комитет по экологии.

Дело в том, что многие проблемы, остро стоящие в моем округе, можно решить только системно, на уровне законотворчества. Например, золотодобыча, которая маскируется под разведку месторождений. И непоправимый урон, который она наносит природе. Исковерканные, перекопанные русла рек, загрязненная вода, мертвая рыба. И неминуемые катастрофы, уносящие человеческие жизни.

Второй пункт – нелегальные вырубки леса, пожары. И странная ситуация, при которой жители лесопромышленных территорий не могут получить в лесхозе древесину для хозяйственных нужд.
Пункт третий – мусор. Реформа буксует, факт. На селе это ощущается особенно остро. И здесь можно латать дыры точечно, а можно системно заняться принципами формирования тарифов, выбора регоператора, правами и обязанностями муниципалитетов.
Четвертый пункт – промышленная безопасность. Мы должны исключить все возможные причины техногенных катастроф. Это касается и уже упомянутой золотодобычи, и событий, подобных недавнему случаю в Норильске.
Чистое небо – это пятый пункт. Поразительный факт – в ХХ1 веке частный сектор получает дотации на… дрова для отопления. Вместо льгот по тарифу на электроэнергию. В крае, где построены две крупнейшие ГЭС, звучит парадоксально.
Пункт шестой – особо охраняемые природные территории. Наши любимые Ергаки, которым нужны средства на обустройство троп и цивилизованных стоянок. Где тот оптимальный баланс между потоком гостей и сохранностью заповедных земель? Как учесть интересы местного населения, веками добывавшего пропитание на территориях, не так давно ставших охраняемыми?

Одним словом, работы много.

5 июня 2020
Сессия Законодательного Собрания
Сессия ЗС , состоявшаяся 5 июня, длилась более трех часов. Не удивительно, ведь на повестку было вынесено 35 вопросов. Отмечу наиболее значимые.
Согласно действующему законодательству, заочных порядок проведения сессий не предусмотрен
В интересах населения

Закон края о дополнительной поддержке собственников жилых помещений в аварийных, подлежащих сносу или реконструкции домах, в подготовке которого я принимал участие, принят. Если предоставляемое жилье будет больше по площади, чем изымаемое, доплачивать за разницу не надо.
Как правило, расселяют людей из аварийных общежитий, бараков, гостинок, в которых комнаты по 12-15 кв.м. Жилищный Кодекс установил правило, что людям предоставляют новое жилье такой же площади, какая была у старого. Но в новых домах такие маленькие квартиры не строят. Мы пошли другим путем. Если новое жилое помещение не более 33 квадратных метров, доплату берет на себя краевой бюджет.

А вот новость для жителей Ермаковского района. Принято решение о ликвидации КГКУ «Ермаковский детский дом». И это – хорошая новость.
Дело в том, что сейчас там находятся всего 23 ребенка (на 70 сотрудников!). Их количество уменьшалось с каждым годом – детей определяли в семьи. И это правильно, у ребенка должна быть семья! Так вот, 7 из 23 вот-вот «выйдут» во взрослую жизнь. А оставшиеся переедут в другое учреждение. А на базе детского дома будет организован Центр оказания социальных услуг населению (где, кстати, будет предложено трудоустроиться, прежде всего, бывшим сотрудникам детского дома).

Кроме того, на сессии отклонен протест прокурора края на закон «О межбюджетных отношениях». Этот, казалось бы, формальный вопрос, на самом деле – повод для серьезных размышлений.
Если вкратце, краевая субсидия дотационным муниципалитетам, по сложившейся практике, распределяется через районные администрации. При этом каждый занимается своим делом, главы поселений решают вопросы на уровне района, край видит картину в целом. Но прокуратура трактует федеральное законодательство по-другому: субсидия должна предоставляться непосредственно в поселение.
А это значит, руководитель каждого из 457 сельсоветов края должен за сотни километров ездить в Красноярск, чтобы оформить документы, отчитаться по ним. Да и в краевом Минфине понадобится специальный отдел, который только этим и будет заниматься. Похоже, московским законодателям до сих пор не понятно, что за пределами Садового кольца существуют огромные регионы, расстояния в тысячу километров, непроходимые по полгода дороги.
И это как раз тот случай, когда уместнее проявить инициативу по изменению федерального законодательства, нежели ломать сложившуюся, работающую схему.
Будем готовить соответствующее обращение к нашим коллегам в Госдуме.

Пассажиропоток в крае, по оценкам экспертов, в апреле сократился приблизительно в три раза
Поддержка предпринимателей

К сожалению, полномочия региона позволяют не так много. Но использовать необходимо каждую возможность поддержать предпринимателей. Очевидно, сфера транспортных перевозок, в числе прочих, несет убытки в связи с падением потока пассажиров и грузов. В этой связи в краевой Закон «О транспортном налоге» были внесены изменения – освобождены от его уплаты в отношении автобусов и грузовых автомобилей (независимо от мощности двигателя) организации и индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых являются автоперевозки.
Понимаю, при миллионных убытках, которые сейчас вынужденно несут перевозчики, несколько десятков тысяч в месяц радикально не изменят картину. Но тут дела принципа – использовать по абсолютно все возможные на краевом уровне меры. Сейчас, когда каждая копейка на счету в буквальном смысле слова, лишним это точно не будет.

Кроме того, перечень получателей мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства дополнен российскими кредитными организациями, имеющими филиалы (головные офисы) на территории края, и осуществляющими предоставление кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства. Проще говоря, банками.
Выглядит парадоксально, но только на первый взгляд. На самом деле, банки предполагаются просто операторами мер по компенсации части процентной ставки (в размере ключевой ставки ЦБ РФ) по ранее выданным кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей. То есть, для предпринимателей будет снижена кредитная нагрузка.
Хотелось бы обратить внимание на принципиальную, с моей точки зрения, правильность такого подхода. Вместо того, чтобы плодить новые структуры и каналы оказания помощи, мы используем уже существующие – чтобы уменьшить уже сформированные издержки предпринимателей.

Опять двадцать пять!

Не обошлось и без курьезов. Как известно, недавно вышедший федеральный закон ограничивает 20 метрами минимальную площадь организаций общественного питания, торгующих алкоголем в многоквартирных жилых домах. При этом регионы имеют право увеличить этот норматив.
И мои коллеги проявили инициативу ужесточить его… аж до 25 метров. Инициатива по сути правильная. Алкоголь в шаговой доступности – зло. Но почему двадцать пять? Какую площадь по факту занимают подобные точки? Насколько изменится их количество?
Увы, вопросы пока остались без ответов. Благие намерения – это прекрасно, но качественно отмерить, прежде чем отрезать – наша прямая служебная обязанность.

26 мая 2020
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
26 мая прошло заседание комитета ЗС по ЖКХ, участником которого я являюсь. Хочется сделать акцент на двух рассмотренных вопросах.

Первый – проект краевого Закона о расселении аварийного жилья. В настоящее время вновь предоставляемое благоустроенное жилье должно по площади быть не меньше старого. Загвоздка в том, что старое аварийное жилье – это, зачастую, комнаты бывших общежитий, гостинки. И площадь случается 12, 15 квадратных метров – новое жилье такой площади попросту не строится. За чей счет компенсировать разницу? Семьи, проживающие в аварийном фонде, как правило необходимых средств не имеют.

Однозначного решения у этой проблемы нет. С одной стороны, я убежден, рано или поздно надо идти к системе жилищных ваучеров, льготных займов – словом, искать механизмы, при которых люди смогли бы, пусть не сразу и не полностью, но гасить эту разницу из собственных средств. С другой стороны, я отлично понимаю теперешнее материальное положение проживающих в аварийном фонде. А ведь они, фактически, подвергают свою жизнь и жизни своих детей ежедневной опасности!

По итогу, на Комитете мы предложили решение - компенсировать разницу в площади предоставляемого и аварийного жилья из средств краевого бюджета.

Переселить людей из аварийного жилья - задача жизненной важности
Вторым вопросом на Комитете по ЖКХ был заслушан отчет Фонда капитального ремонта за 2019 год. При этом по моей инициативе речь зашла и о формировании плана на 2020-2022 годы (у Фонда период планирования – три года).

В связи с этим я предложил рассматривать отчет, прежде всего, как источник опыта, на который предстоит ориентироваться в будущей деятельности. Сделать правильные выводы и скорректировать работу на будущее.

Так, в деятельности Фонда последнее время наметились две, по моему мнению, правильные тенденции. Первая – укрупнение лотов по нескольким территориям. Мера, актуальная для небольших населенных пунктов, где зачастую просто нет собственных подрядчиков, а сторонним ради одного-двух объектов заходить в район невыгодно.

Вторая – объединение в одни торги проектных работ и собственно подрядных. Это значительно сокращает сроки процедуры. Кроме того, вести работы по «чужому» проекту всегда технологически труднее. Да и проектировщики подходят к задаче гораздо ответственнее, если их организации потом по этому проекту предстоит работать.

Вместе с тем, хочется выразить обеспокоенность отменой состоявшихся в этом году торгов. Да, за счет некоторых позиций (ремонт лифтового хозяйства, например), план будет формально выполнен. На бюрократическом языке это называется «процент освоения денежных средств». Но для сельских территорий, которые я представляю в ЗС, актуальны совсем другие виды работ – крыши, трубы, проводка. Когда они начнутся, пока непонятно. Буду внимательно держать на контроле ситуацию.

Да и переподчинение Фонда из Министерства ЖКХ в Министерство строительства вызывает некоторое недоумение. Надеюсь, процесс очередной реорганизации не скажется на деятельности Фонда негативно. Намерен мониторить ситуацию и добиваться своевременных действий со стороны Фонда, направленных на восстановление жилья в сельских территориях.

Фонд капремонта должен учитывать интересы села
6 мая 2020
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Безусловно, апрель был очень сложным для людей и экономики. Доходы граждан существенно упали. Правительство, понимая это, запретило управляющим компаниям (УК) и ресурсоснабжающим организациям (РСО) начислять пени и штрафы за просрочку квартплаты, ограничивать подачу воды, электроэнергии, газа, если людей задерживают их оплату.

Защитить интересы граждан - верное решение. Но тут "палка о двух концах". Ведь даже в обычные времена УК и РСО не собирают 100% оплаты, а в апреле (за март ) ее уровень уже существенно снизился. Скорее всего в мае (за апрель) падение будет еще больше.

Между тем, УК и РСО работают по утвержденным тарифам. В этих тарифах нет строки "подушка безопасности на всякий случай". Сколько собрали - столько и потратили. На текущие ремонты, уборку, зарплаты дворников, сантехников, слесарей. А помимо этого, от УК дополнительно требуется проводить дезинфекцию домов. На что в тарифах расходы не заложены .

Дополнительные расходы УК предлагаем возместить из резервного фонда Правительства края, здесь нет необходимости принимать какие-то специальные законы или постановления.

Необходимо поддержать УК И РСО через предоставление возвратных субсидий из бюджета и включением их в перечень пострадавших отраслей, по которым нами в апреле принято решение снизить налоги. Рассчитываю, что правительство оперативно подготовит законопроекты.

На комитете также обсуждали предложение об отмене взносов на капремонт на 3 месяца или даже до конца года. Полагаю, что это было бы пусть небольшим, но тоже нужным подспорьем для людей. Но я точно уверен, что нелогично "стричь всех под одну гребенку". Депутаты ЗС точно в состоянии заплатить взнос за свои квартиры. Поэтому должен быть критерий для освобождения. Например, если размер дохода за предыдущий месяц, меньше средней зарплаты в крае (по данным статистики это почти 50 тысяч рублей в месяц). Данные о доходах есть в налоговой инспекции, наладить межведомственное взаимодействие - дело техники.

Управляющие компании остро нуждаются в поддержке!
23-24 апреля 2020
Поддержка бизнеса в условиях коронавирусной инфекции
Очевидно, что предприятия сферы услуг, торговли, спорта, образования требуют поддержки со стороны государства. Если не работает предприятие, значит нет доходов. Нет дохода - нет источников покрытия расходов. Существенная частью расходов - налоги. Логично, что эту часть расходов государство может и должно снизить.

Налоговым кодексом определено, кто устанавливает размеры тех или иных налогов. Так, законами Красноярского края регулируются следующие налоги для юридических лиц:
- УСН
-Патент
- Налог на имущество юридических лиц

Указом губернатора от 04.04.2020 № 82-уг было дано поручение Правительству края обеспечить подготовку законодательных инициатив, предусматривающих на период 2020 года максимально возможное снижение этих налогов для организаций, относящихся к видам деятельности, наиболее пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

23 апреля на комитете по бюджету и экономической политике мы предварительно рассматривали эти предложения правительства края, с тем чтобы 24 апреля принять поправки в краевые законы. Основные принципы, заложенные в них:
- снижение налогов произвести на весь 2020 год, с 1 января по 31 декабря;
- вид деятельности определяется по ОКВЭД, но не только основному, а любому из имеющихся. Нужно чтобы на такой вид деятельности приходилось не менее 70% выручки организации. (Такой критерий уже используется для определения основного вида детальности при установлении налоговых льгот, налоговая инспекция с этим умеет работать)
- заработная плата каждого сотрудника должна быть не менее МРОТ

В ходе обсуждения у меня и коллег были вопросы к проектам. Наиболее важные:
- если закон содержит требование о зарплате сотрудников, смогут ли рассчитывать на поддержку ИП без наемных работников?
- критерий для определения основного вида деятельности в виде 70% выручки именно в нынешних условиях может некорректно отражать реально пострадавшие отрасли;
- перечень ОКВЭДов требует расширения, многих пострадавших отраслей в нем не оказалось

Эти вопросы мною были официально направлены в правительство края. По двум из них были оперативно к сессии подготовлены и приняты поправки. ИП без сотрудников тоже вправе снижать налоги. Перечень ОКВЭД расширен. Разумеется, на этом наша работа не остановилась. Ситуацию нужно будет отслеживать в динамике, вносить корректировки.

Список пострадавших отраслей должен быть расширен
19 марта 2020
Обсуждаем вопросы краевого бюджета
Среди тем, затронутых на заседании Комитета по бюджету и экономической политике, хотелось бы отметить два момента.
Первый – ситуация с патентной системой налогообложения на территории края. Поступления от патентов дают всего около 0,5% от бюджета региона – это крайне мало.
Возможно, соответствующий краевой закон нуждается в доработке. Ведь регионы имеют право не только определять виды деятельности, попадающие под патентную систему, но и устанавливать коэффициенты, определяющие размер налога. Казалось бы, все рычаги у нас в руках, а эффективность по итогу низкая.
В ходе заседания Минфину поручено детально проанализировать показатели собираемости по патентной системе в сравнении с упрощенной системой и ЕНВД. Что же, лучше поздно, чем никогда.
Второй момент – рассмотрение законодательной инициативы по внесению двух поправок в ФЗ-44. Тот самый злополучный закон о закупочной деятельности, который активно критикуют обе стороны – и покупатели, и поставщики.
Цель поправок, на первый взгляд, благая. Поддержать организации инвалидов, облегчить организацию исправительных работ заключенных. Как? Разрешить закупки у единственного поставщика (читай – без полноценных торгов) для организаций Всероссийского общества инвалидов и учреждений ГУФСИН.
Моя позиция в этом вопросе вполне однозначна. Да, закон вызывает нарекания. Но это значит, нужно совершенствовать сам закон, а не плодить исключения из него, даже ради благой цели и по инициативе столь уважаемых структур.

Наполнить бюджет важно при соблюдении интересов всех категорий граждан
19 марта 2020
Создаем особо охраняемую природную зону
Селекторное совещание прошло в Министерстве экологии и рационального природопользования.
Обсуждалось строительство автодороги вдоль реки Казыр. Она протянется к месторождению цветных металлов, которое будет разрабатывать компания «Интергео». Основное опасение жителей Каратузского (Таяты) и Курагинского (Петропавловка, Черемшанка) районов связано не с разработкой самого месторождения, а с тем фактом, что дорога может открыть доступ к нетронутым уголкам тайги для лесопромышленников и золотодобытчиков.
Обоснованность этих опасений разделяет и краевая власть, и руководство компании «Интергео»
Есть замечательное решение, которое позволит не только обезопасить тайгу на будущее, но и эффективно бороться с дикой и полудикой золотодобычей уже сейчас. Вдоль реки Казыр предлагается создать особо охраняемую природную территорию. А значит, любая хозяйственная деятельность в ее пределах будет нарушением закона.
При этом создавать новую дирекцию не потребуется – особо охраняемая территория станет кластером природного парка «Ергаки».
Создана рабочая группа, я вошел в ее состав. Сейчас собираем предложения - очень важно правильно определить границы особо охраняемой зоны. С одной стороны, «скромничать» нельзя – надо сформировать территорию таким образом, чтобы раз и навсегда исключить возможности хищнического природопользования. С другой, чем больше территория, тем больше затраты на инспектирование, содержание. Опять-таки, запреты, связанные с ее статусом, коснутся не только золотодобытчиков и лесозаготовителей, но и простых жителей. И тут очень важен разумный баланс всех интересов.


Теперь важно грамотно определить границы особо охраняемой территории